Работа педагога-психолога осуществляется по следующим направлениям:
- Психологическое просвещение
- Психопрофилактика
- Психологическая диагностика
- Коррекционно-развивающее направление
- Психологическое консультирование
- Методическая работа.
Психологическое просвещение направлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям. Просветительская деятельность психолога может осуществляться в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы, стендовая информация и др.). Основной смысл просветительской работы — знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Просветительская деятельность психолога направлена на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Психопрофилактическая работа — формирование педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.
Психопрофилактическая работа включает в себя:
- Адаптацию детей к школьной жизни (первоклассников), к новой школьной ступени (пятиклассников), десятиклассников, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период.
- Определение психологической готовности к обучению в школе, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции.
- Подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются.
- Предупреждение у детей психологической перегрузки и невротических срывов, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания.
- Создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.
- Обследование детей при переходе из начальной школы в среднюю.
- Психологическая готовность к ГИА, ЕГЭ.
- Профориентация школьников 9-11 классов.
Психодиагностическая работа — психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода обучения, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.
Для реализации этих задач практический психолог:
- проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения его психического развития, соответствия развития возрастным нормам;
- проводит изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;
- диагностирует психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями;
- выявляет степень подготовленности ребенка к школьному обучению и выпускника к самостоятельной жизни;
- определяет склонности, уровень направленности обучающихся, уровень развития познавательных способностей, творческого потенциала и одаренности;
- проводит диагностику общения детей с взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения;
- выявляет профессиональную направленность выпускника и обеспечение его необходимыми знаниями для выбора профессии.
Коррекционно-развивающая деятельность – это развивающие занятия с детьми разных возрастных категорий, тренинговые занятия по формированию психологической комфортности, навыков психосаморегуляции, самопознания, бесконфликтного общения друг с другом, снятию тревожности, страхов детей, преодоления ими неуверенности в общении со сверстниками и взрослыми.
Занятия проводятся с использованием разнообразных игр, релаксационных упражнений, что практически исключает у детей умственную перегрузку.
Целью занятий является выявление ресурсов и развитие умственных процессов.
Психологическое консультирование (индивидуальное, групповое)
Актуальные проблемы школьников, родителей, учителей:
- Поведение и воспитание.
- Развитие познавательных процессов.
- Взаимоотношения со сверстниками.
- Взаимоотношения с родителями.
- Трудности в обучении.
- Проблемы саморегуляции.
- Самосовершенствование личности.
- Подготовка к ЕГЭ.
- Проблемы детско-родительских отношений.
Методическая работа
- Оформление документации.
- Изучение психолого-педагогической литературы.
- Участие в окружных мероприятиях.
- Курсы повышения квалификации и супервизия.
- Разработка программ.
- Заседание предметных методических объединений, классно-обобщающего контроля.
Задачи работы педагога-психолога:
- создание благоприятных условий для развития ребенка, оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, установление связей и дружеских отношений между обучающимся, семьей и школой;
- обеспечение качественного психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
- научно-методическая и практическая поддержка просветительской работы с учителями, обучающимися и родителями;
- ориентация воспитательной работы на социально-психологическую профилактику негативных явлений в ученической среде, превентивное образование, предотвращение девиантного и рискованного поведения подростков, ненасильственное общение, формирование толерантной личности;
- профилактика и ранее выявление употребления психоактивных веществ среди обучающихся;
- развитие творческих способностей у детей, поддержка одаренных обучающихся, формирование навыков самоуправления и самореализации личности;
- окозание психологической помощи обучающимся и семьям участников СВО.
Методическая проблема педагога-психолога: «Психологическая поддержка образования и воспитания в условиях свободного развития творческой личности».